СОЛ
БАСС
ЛЕГЕНДА
ГРАФИЧЕСКОГО
ДИЗАЙНА
Очень немногие смогли сделать для эстетики рекламы и поп-культуры второй половины 20-го века в целом столько, сколько сделал графический дизайнер Сол Басс. Мартин Скорсезе называл его человеком, который «нашёл и дистиллировал поэтику современного индустриального мира». Кроме Скорсезе, дизайнер за сорок с лишним лет карьеры успел поработать с Хичкоком, Премингером, Кубриком и Билли Вайлдером, сделал примерно сотню кинопостеров, успел побыть кинопродюссером и режиссёром, создал несколько по сей день самых узнаваемых логотипов американских корпораций.
SAUL BASS
1920-1996, NEW YORK, USA
I
II
Сол Басс родился 8 мая 1920 года в Бронксе, Нью-Йорк, в семье украинских евреев-эмигрантов. Проявил артистическую жилку рано, в детстве зарисовывая почти всё, на что падал глаз. Выпустившись в пятнадцать лет из Старшей Школы Джеймса Монро, он поступил в Нью-Йоркскую Лигу Студентов-Художников (Art Students League of New York), совмещая её с ночными лекциями своего главного вдохновителя и ментора — венгерского художника Джорджи Кепеша (Gyorgy Kepes). Буквально после пары простых рекламных проектов Басс устроился на постоянную работу в нью-йоркский офис Warner Bros.
В 1946 году Басс переехал в Лос-Анджелес. В тогдашней столице архитектурного и дизайнерского модернизма список его нанимателей скоро пополнился такими большими именами, как, например, TWA и Paramount. Тогда Сол брался за самые разные проекты: шевроны на самолётные хвосты, обложки для журнала Art & Architecture, развороты пластинок (примечательнее всего — ставший классическим разворот альбома Tone Poems of Color Синатры) и постеры для чаплинской трагикомедии «Месье Верду». Такая высокая продуктивность привела к тому, что в 1952 году родилась компания Saul Bass & Associates, под эгидой которой вышло множество независимых проектов Сола. Также в то время Басс был частым участником множества конференций по дизайну, на которых он говорил о том, как идеи его главных вдохновителей — движений Arts and Crafts и Bauhaus — могли бы в этическом и эстетическом плане улучшить и изменить окружение и общество.

1920
РАННИЕ
ГОДЫ
ставший классическим разворот альбома Tone Poems of Color Френка Синатры
III
ВЛИЯНИЕ
НА КИНЕМА-
ТОГРАФ
Ближе к середине пятидесятых Басс был в активном поиске формы, способной удовлетворить его креативный голод лучше, нежели логотипы корпораций и рекламные проекты, и удачно нашёл ответ в кинопроизводстве. Главным образом в своих знаменитых вступительных анимационных вставках, стиль которых узнаваем практически каждым: вырезанные из бумаги человеческие руки, расставленные вокруг нервно скачущего в ритм исступлённому джазовому саундтреку текста — никогда до этого такие формальные, казалось бы, вещи, как вступительные титры, не были настолько яркими и задающими тон всей картины ещё до её начала.

Сол Басс использовал в отношении дизайна титров и постеров более иконографический подход, ставя цель создать настроение вначале всего остального, чем сильно отдалялся от традиционной нарративной буквальности. Естественно, подобное новаторство сделало дизайнера крайне востребованной в Голливуде фигурой: в 1954-м он создал анимацию для открывающих титров «Человека с золотой рукой» Отто Премингера, истории про героиновую зависимость джазового музыканта, которого сыграл, опять же, Фрэнк Синатра; одновременно из-под его пера вышли титры для мрачного нуара Роберта Элдрича The Big Knife и легкомысленной комедии The Seven-Year Itch с Мэрилин Монро.

Самыми узнаваемыми работами Сола Басса принято считать его коллаборации с Альфредом Хичкоком. Дизайнер создал постеры и титры ко множеству фильмов режиссёра, включая великие Vertigo, North by Northwest и Psycho, а для последнего Басс лично расписал несколько знаковых сцен, включая знаменитую сцену в душе с Джанет Ли и момент с Мартином Болсамом на лестнице. Помимо работ с Хичкоком Сол Басс был отмечен как «визуальный консультант» в титрах картин режиссёров калибра Кубрика, Фрэнкенхаймера и Вайза.

Помимо сугубо ремесленных дел Басс брался и за большие киноформы. В середине шестидесятых он начал успешно режиссировать документальное кино: в 1968-м его картина Why Man Creates получила «Оскара» за Лучшее Документальное Кино, а за ним последовали три других номинации. В 1974 году Басс снял свой первый полнометражный художественный фильм Phase IV — классический сай-фай о противостоянии человечества и расы высокоразвитых муравьёв. В период с 1970-го по 1986-й год Басс, по сути, взял перерыв в работе над кино: созданные им за это время вступительные сцены можно пересчитать на пальцах одной руки — это Such Good Friends, Rosebud, That's Entertainment Part II и The Human Factor. Отход от кино дизайнер сам объяснил в интервью журналу Sight & Sound в 1995 году: «В какой-то момент формат вступительных титров будто бы вышел из-под контроля, и стало казаться, что вместо них кто-то просто вышел на экран и отбил чечётку. Красивые титры стали, скорее, данью моде, а не практической пользой — тогда я и решил выйти из дела».

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website